На главную Обратная связь Карта сайта

Дополнительная диспансеризация


Диспансеризация работающих граждан

На проведение дополнительной диспансеризации предусматриваются бюджетные ассигнования. Средства на проведение ежегодной дополнительной диспансеризации работающих граждан выделяются из федерального бюджета и в виде межбюджетных трансфертов передаются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Проведение диспансеризации осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социально развития РФ от 04.02.2010 г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан».

- С какой целью проводится дополнительная диспансеризация?

Дополнительная диспансеризация направлена на раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основными причинами смертности и инвалидности трудоспособного населения России, в том числе сахарного диабета, туберкулеза, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата.

- Для кого проводится дополнительная диспансеризация?

Диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях (предприятиях, учреждениях) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Для работающих граждан диспансеризация проводится на бесплатной основе. К сведению, за 2006-2010 годы диспансеризацию прошли более 17 млн. человек. Результаты оцениваются как тревожные. Почти у 60 процентов обследованных выявлены хронические заболевания, требующие медицинского вмешательства. Выявлено свыше 20 тыс. работающих, нуждающихся в высокотехнологической помощи – они внесены в так называемый «лист ожидания» для проведения дополнительных исследований и операций. Почти 1000 случаев заболевания туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями обнаруживается ежегодно по итогам проведения диспансеризации. И что самое главное – эти люди даже не подозревали, что больны. Не случайно дополнительную диспансеризацию распространили на все работающее население без ограничения по видам экономической деятельности и возрастного ценза. Условие при этом одно – работник должен быть застрахован, то есть иметь полис обязательного медицинского страхования.

Работники, занятые на предприятиях с вредными и (или) опасными производственными факторами, в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения проходят дополнительные периодические медицинские осмотры.

- Сколько человек пройдут дополнительную диспансеризацию?

Предполагается, что дополнительную диспансеризацию за период с 2006 по 2012 годы должны однократно пройти все работающие граждане.

- Привлечение каких специалистов и какие исследования предусматривает дополнительная диспансеризация?


Диспансеризация предполагает проведение медицинского обследования врачами-специалистами (терапевтом, акушером-гинекологом, хирургом, неврологом, офтальмологом), а также проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови; биохимический анализ крови; сахар крови; онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 45 лет) онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 45 лет); электрокардиография; флюрография; маммография (женщинам после 40 лет); клинический анализ мочи.

Результаты фиксируются в Карте учета дополнительной диспансеризации для определения состояния здоровья. По окончании прохождения дополнительной диспансеризации врач-терапевт по желанию гражданина выдает Паспорт здоровья, в котором отмечаются результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), а также исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.

- Почему для проведения дополнительной диспансеризации выбраны именно эти специалисты: офтальмолог, невролог, хирург, акушер-гинеколог (для женщин), а врач-отоларинголог и кардиолог (из наиболее распространенных узких специальностей в поликлинике) не участвуют в дополнительной диспансеризации?

Перечень специалистов для проведения дополнительной диспансеризации был определен исходя из уровня заболеваемости работающего населения. Что касается осмотра врача-отоларинголога во время дополнительных медосмотров, то все работающие в условиях повышенной вибрации и шума проходят его в рамках обязательного периодического медосмотра. Поэтому нет необходимости включать повторную консультацию этого специалиста в стандарт дополнительных медосмотров.

- Является ли дополнительная диспансеризация обязательной?

Нет, дополнительная диспансеризация – дело добровольное, и успех программы во многом зависит от желания человека следить за состоянием своего здоровья.

Необходимо отметить, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает обязанность работодателя направлять работников на диспансеризацию, поэтому ее проведение не является для него обязательной. Однако важно, чтобы было понимание со стороны работодателей: для того, чтобы пройти все необходимые и лабораторные функциональные исследования, получить консультации врачей-специалистов, работнику потребуется немало времени (как минимум рабочий день). Но тем не менее эти затраты окупаются, если учесть сколько будет необходимо работнику потратить времени на стояние в очередях в муниципальной поликлинике и дальнейшее прохождение лечение по месту жительства.

 - О последовательности действий при организации проведения дополнительной диспансеризации в организации (на предприятии).

1. Для начала следует обратиться в территориальный (региональный) орган здравоохранения и узнать, какие из лечебно-профилактических учреждений (желательно, которые расположены недалеко от организации (предприятия) участвуют в программе реализации национального проекта «Здоровье», одним из направлений которого является дополнительная диспансеризация.

2. Получив эту информацию, необходимо по предварительной договоренности с руководством данного учреждения здравоохранения, направить своего представителя для обсуждения и согласования условий заключения договора на проведение дополнительной диспансеризации работников. При себе представитель должен иметь список работающих граждан, желающих пройти диспансеризацию, заверенный подписью руководителя и печатью организации, а также копию приказа (распоряжения) о проведении диспансеризации.

3. После заключения договора назначается день проведения диспансеризации (обычно это так называемый «диспансерный день» в городской, районной поликлинике, в другом учреждении здравоохранения, включенным в региональную программу проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан).

4. Далее готовится краткая информация о предстоящей дополнительной диспансеризации, с указанием цели и задачи проведения диспансеризации, ее особенностей, сроков и места ее проведения, а также ответственного лица за данное мероприятие. Информация доводится до сведения работников, изъявивших желание пройти диспансеризацию.

5. После обработки и анализа всех проведенных обследований, в учреждении здравоохранения каждому работнику, прошедшему диспансеризацию, на руки выдается Паспорт здоровья, который хранится у гражданина и является конфиденциальным документом.

При установлении заболевания предполагается дальнейшее прохождение амбулаторного, диспансерного лечения, а в необходимых случаях при наличии соответствующих медицинских показаний – диагностика и лечение в установленном порядке с помощью высокотехнологичной медицинской помощи (путем включения в так называемый «Лист ожидания»).    

- Что происходит, если в ходе дополнительной диспансеризации у пациента обнаруживают отклонения в здоровье?

По итогам дополнительной диспансеризации формируются группы здоровья:  I группа – здоровые лица; II группа – здоровые лица, но имеющие факторы риска; III группа – пациенты, нуждающиеся в амбулаторном дообследовании и при показаниях –  лечении; IV группа – пациенты, направляемые на стационарное дообследование и лечение; V группа –  пациенты, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи.

На каждого прошедшего дополнительную диспансеризацию заполняется «Карта учета дополнительной диспансеризации (дополнительного медицинского осмотра)», которая является основой для дальнейшего медицинского наблюдения.

В дальнейшем для I и II групп здоровья проводятся профилактические мероприятия, а пациенты III–V групп направляются в специализированные учреждения здравоохранения и после обследования подлежат диспансерному наблюдению по программе больных с хроническим заболеванием, включающей индивидуальную программу реабилитации.

При наличии медицинских показаний пациенты III–IV групп здоровья включаются в «Лист ожидания высокотехнологичной медицинской помощи», после получения которой им также назначается индивидуальная программа реабилитации.

- Как оценивается эффективность мероприятий по дополнительной диспансеризации населения?

Эффективность дополнительной диспансеризации оценивается по следующим показателям:
– процент охвата дополнительной диспансеризацией населения;
– отсутствие впервые выявленных (через шесть месяцев после завершения дополнительной диспансеризации)заболеваний на поздних стадиях, в том числе – онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта и прочих заболеваний, ведущих к стойкой утрате трудоспособности.

- В каком случае учреждение здравоохранения получает деньги за проведение дополнительной диспансеризации?

После определения группы состояния здоровья гражданина, прошедшего дополнительную диспансеризацию, каждый законченный случай дополнительной диспансеризации включается учреждением здравоохранения в реестр счетов, который в соответствии с установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) порядком и сроками направляется в территориальный фонд обязательного медицинского страхования для оплаты расходов по проведению дополнительной диспансеризации.

- Если учреждение здравоохранения не имеет полного набора врачей-специалистов в соответствии с утвержденными стандартами, может ли оно участвовать в проведении дополнительной диспансеризации?

Учреждение здравоохранения муниципального образования, не имеющее лицензии на все виды работ и услуг по специальностям, перечисленным в Правилах предоставления субсидий из Фонда софинансирования бюджета ФОМС территориальным фондам обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации граждан, может участвовать в проведении дополнительной диспансеризации только при наличии договора между данным медицинским учреждением и другим муниципальным или государственным учреждением здравоохранения, обладающим лицензией на оказание необходимых для выполнения полного объема работ и услуг по дополнительной диспансеризации.

- На какие цели направляются денежные средства, полученные учреждением здравоохранения за проведение дополнительной диспансеризации?

Полученные учреждениями здравоохранения денежные средства направляются на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики и медицинских сестер, работающих с ними), и на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан.
При этом учреждения здравоохранения самостоятельно определяют размеры средств, направляемых на оплату труда и на приобретение расходных материалов.

- Кто осуществляет контроль проведения дополнительной диспансеризации?

Контроль за организацией проведения дополнительной диспансеризации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными управлениями.